«Проживаю каждый день как последний» По пути на встречу с примой Саратовской академдрамы заслуженной артисткой России Эльвирой Данилиной вспоминала увиденный накануне спектакль с ее участием «Ловит волк - ловят и волка», думала, поговорим о театре, творческих планах. Но уже в гримерке, наблюдая, как эта статная на сцене и необычайно миниатюрная в жизни женщина заваривает чай, захотелось отбросить заготовленные вопросы и поговорить по душам, благо к беседе такого рода располагало давнее знакомство с Элей. - Признайся, с детства хотела стать актрисой? - Сформулированная, осознанная мечта?.. Нет, такой в моей детской голове не наблюдалось. Скорее всего, другое. мама была заядлой поклонницей хоккея и фигурного катания, и мы вместе с ней, а было мне тогда года три, безумно любили смотреть по черно-белому ящику состязания. Помню, однажды канадцам наши забили гол. Посередине нашей комнаты стоял стол, покрытый бархатной скатертью. Так мы чуть ли не вскачь пустились вокруг него с криками «Гол, гол!!!». Я тогда, наверное, не столько понимала значение этого гола, сколько радовалась бурному проявлению эмоций. Ну, а так как я все же была девочкой, логично, что в конечном итоге захотела стать не хоккеистом, а фигуристкой. - И все же сцена оказалась привлекательней? - Случилось все не так быстро. Переболев фигурным катанием, захотела делать уколы. Кровь меня нисколько не смущала. Примером стала моя тетя Нина. Ее уважал весь подъезд, к ней все ходили, хвалили «легкую» руку и несли в благодарность конфеты. Вот эта профессия! - думала я. Далее стала представлять себя дизайнером модной одежды. Много рисовала эскизов, шила, а в куклы так вовсе играла до девятого класса. Вместе с тем также хорошо и громко читала стихи, неизменно участвовала во всех школьных литературных монтажах. Помнишь, было такое понятие. Во время подготовки одного из новогодних спектаклей один одноклассник сказал: «У тебя так все хорошо получается, а почему ты в актрисы не хочешь попробовать?». Именно после этой фразы я всерьез и задумалась. Вывод пришел сам собой - разорваться на тысячу профессий невозможно, но есть одна, которая объединяет все, - и это профессия артиста. - Выходит, на экзамены в театральный отправилась с трезвой головой, не затуманенной грезами о славе? - Не буду лукавить. Для чего люди идут в артисты? Они ведь не понимают, что это - каторжный труд. Это - голгофа. Это крест, который неси и веруй всю свою жизнь, пока не надорвешься, упадешь, сдохнешь на сцене. Любой артист мечтает умереть на ней. Но мы, когда идем, этого не понимаем, хотим аплодисментов, поклонников с цветами, автографов на программках. Я не кокетничаю, да, эта сторона меня больше всего интересовала и привлекала. И нет в этом ничего грешного и постыдного, открыто говорю. Такова юношеская природа. Это потом начались трудные будни. На втором курсе планка дошла до такого предела, что я решила — мне не место в этой профессии, честнее написать заявление и уйти. Обстоятельства изменились. Случился творческий прорыв, и она осталась.,. Был выпуск. Последний выпуск театрального училища имени Слонова. На сцене Театра драмы Эльвира получила красный диплом, слезы радости и грусти текли по щекам, и она практически их не утирала. Дипломный спектакль театрального факультета «Вся Надежда» уже в постановке Юрия Ошерова переместился в ТЮЗ, как впрочем, и сама Эльвира. Роли красавиц - героинь стали сыпаться в копилку актрисы. Жаловаться на простой не приходи лось. Однако творческим личностям свойственно расти. Так и актриса поняла, что хочет чего-то большего. Кстати пришло приглашение главрежа академической драмы Дзекуна. - С теплотой вспоминаю ТЮЗ и особенно Юрия Петровича Киселева. Люблю его по сей день и безумно благодарна ему за ту школу, свою школу, которую он преподавал всем своим существом. Благодарна всем артистам - чудесные партнеры. В дальнейшем полученный опыт очень пригодился, причем как в работе с Александром Ивановичем Дзекуном, так и с другими режиссерами. - Но ты же не будешь отрицать, что в провинции не так просто переходить из театра в театр. - Конечно, нет. Прекрасно помню этот момент, и сколько тогда выслушала всевозможных мнений, вплоть до обвинений в предательстве. Но я, когда принимаю для себя решение, идти назад пятками для себя возможным не считаю. Буду я - не я. И двери драмы открывались не легче, чем закрывались тюзовские. Почему? Ты приходишь в театр, где все ниши уже заняты: есть героиня, есть молодая героиня. А тут пришла ты – такая замечательная, приглашенная, но спрашивается - где твоя ниша? Ты долго тычешься и чуть ли не пытаешься вырыть ее сама. Вдруг понимаешь — безнадега. Дзекун давал мне интересные, замечательные роли, но ощущение, что ты - вице-Мисс, а не Мисс долгое время меня не покидало. Пыталась обозначить свою нишу, как-то ее углубить и пристроиться хотя бы на одну четверть. И тут сама жизнь предоставила шанс. Из театра уходит сначала одна ведущая актриса, затем вторая. И вот он - тот самый случай - поле деятельности свободно, а теперь доказывай, что ты можешь и имеешь право. Это была бесконечная череда репетиционных дней, спектаклей, соответственно разных ролей, зачастую полярных - от героинь до характерных. И, конечно, я работала как проклятая. И неважно, была ли у меня температура 39 или радикулит, выходила на сцену, и каждый выход был как экзамен. - Так что же, Эльвира - прима по велению судьбы или из-за склада характера? - В нашей профессии очень многое зависит от удачи. Именно так. Ситуация могла сложиться иначе, и я никогда на этом самом месте не оказалась бы. С другой стороны, я думаю, что всегда, если в тебе есть внутренний потенциал, судьба все равно преподнесет подарок. Расслабился, успокоился - сюрпризов не жди, так и будешь всю жизнь в стороне стоять. Раненый, умирающий, но иди вперед! Кстати, это не только с профессией связано, так происходит и в жизни. - Не так давно помимо сцены в твоей жизни появился театральный факультет. Это своего рода следующая вершина, которую хотелось покорить? - Нет. Здесь на самом деле получилось все спонтанно. Впрочем, любая спонтанность, на мой взгляд, чем-то свыше запланирована. На театральном факультете сложилась непростая ситуация, Валентина Александровна Ермакова занедужила, а надо было набирать курс. Предложили Григорию Анисимовичу Аредакову. Он в свою очередь доверил мне быть его помощницей. Соглашаясь, прежде всего желала ему помочь, о каких-либо амбициях мысль даже не мелькнула. Это уже потом появился интерес к этой работе. И надо сказать, со временем он не ослабевает. - А после съемок в «Каменской» не захотелось все здесь бросить и податься в столицу? - В этом плане я реалистка. Если бы мне было 18, конечно, сорвалась бы и куда-нибудь дунула. Мне не 18, и я чувствую ответственность. Ответственность перед многими вещами, людьми. Я не могу предать, бросив все, послать всех далеко и сделать так, как удобно мне. Нет, не могу. Слишком много обязательств. Не могу быть предателем ни людей, ни дела, которому я служу. : Театр, педагогика, съемки в сериалах, торжественные мероприятия, ведущей которых зачастую является Эля. Просто диву даешься, как она все успевает. А не так давно приключился на местном СТС еще и телевизионный проект — что-то подобие «Смака». Кстати, по степени естественности в эфире Макаревичу Данилина не уступает. Это сравнение она расценила как комплимент. - Для меня он — суперличность. Он пишет стихи, поет, дайвингом занимается, на какое-то сафари ездит. Удивительно гармоническая личность! Хотелось бы с ним познакомиться. Что же касается кухни - дома на ней в последнее время бываю очень редко. Готовить не хватает ни сил, ни времени. Наверное, поэтому я немного соскучилась по стряпне. Тут же приношу извинение своей семье, в которой, конечно, любят, когда мама на кухне. А про насыщенность жизни? Конечно, постанываю, поскуливаю порой. Иногда даже причитаю: «Спасайте, жить осталось минут 45». С другой стороны, думаю, елки-палки, а если бы у тебя не было театра, студентов, этих мероприятий, проектов, да ты бы себя своим самоедством просто изгрызла. А так бешеный ритм полностью соответствует моему нынешнему кредо - проживать каждый день, как будто этот день последний в жизни. «ЧТО», январь-февраль 2006 года, Алена Сквознякова